Учет и отчетность правоохранительных органов

Учет и отчетность правоохранительных органов

  1. Система единого учета преступлений.
  2. Документы первичного учета в судах и органах юстиции.
  3. Учет административных правонарушений.
  4. Система статистической отчетности правоохранительных органов и органов юстиции.
  1. Система единого учета преступлений

Составление полноценных и высококачественных статистических отчетов о преступности, различных правонарушениях, деятельности правоохранительных органов и органов юстиции по борьбе с преступностью и ее предупреждению невозможно без правильного научно организованного первичного учета преступлений.

Система единого учета преступлений включает в себя первичный учет и регистрацию выявленных преступлений (предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний), лиц, их совершивших, и уголовных дел.

Система учета строится в соответствии со следующими правилами:

− регистрация преступлений по моменту возбуждения уголовного дела;

− регистрация лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения;

− корректировка зарегистрированных данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела в пределах отчетного года, являющимся завершенным отчетным периодом.

Изменения, появившиеся после завершения отчетного периода, в первичные документы учета отчетного периода не вносятся.

Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на исправительные учреждения), Государственный таможенный комитет, Федеральной службы налоговой полиции и т.д. Исключение составляют Федеральная служба безопасности, военная прокуратура и суды, что связано со спецификой деятельности (см. ниже).

Первичный учет и регистрация преступлений, по которым следствие и дознание производится органами безопасности и военной прокуратурой, осуществляется по общим правилам, но данные о преступности не выходят за пределы этих органов. Федеральной службой безопасности учитываются особо опасные государственные преступления (преступления против основ конституционного строя и безопасности государства). Военная прокуратура учитывает преступления, совершенные военнослужащими и приравненными к ним лицами в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях.

Судами учитываются преступления, дела о которых возбуждаются в частном порядке. Но если судом принято решение возбудить уголовное дело и провести дознание или предварительное следствие, то преступления учитываются органом, производившим дознание или расследование.

Таким образом, действующая система единого учета не охватывает всех сведений о преступлениях и ограничивается неполным отражением действительного состояния преступности.

Все объекты уголовно-правовой статистики (преступления, лица, их совершившие, уголовные дела) учитываются в соответствующих документах первичного учета (статистических карточках), введенных в действие совместным указанием Генерального прокурора и Министра внутренних дел в ноябре 1996 года.

 

Таблица 1

Документы первичного учета уголовно-правовой статистики.

№ формы

Название документа (статистической карточки)

Форма № 1

на выявленное преступление

Форма № 1.1

о результатах расследования преступления

Форма № 1.2

на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено

Форма № 2

на лицо, совершившее преступление

Форма № 3

о движении уголовного дела

Форма № 4

о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности

Форма № 6

о результатах рассмотрения дела в суде

Перечень показателей документов первичного учета устанавливается Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел России. Перечень показателей по форме № 6 разрабатывается совместно с Министерством юстиции РФ, а показатели о преступлениях, расследуемых налоговой полицией и таможенной службой, совместно с Федеральной службой налоговой полиции и Государственным таможенным комитетом.

Для составления статистической отчетности используются тринадцать справочников, разработанных ГИЦ МВД РФ: № 1 – классификатор отраслей (286 признаков); № 2 – место совершения преступления (105 признаков); № 3 – предмет преступного посягательства или незаконного оборота (103 признака); № 4 – оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы (60 признаков); № 5 – национальность (130 признаков); № 6 государства (208 признаков); № 7 – валюта (50 признаков); № 8 – наркотические и сильнодействующие вещества (96 признаков); № 9 – социальное положение (22 признака); № 10 – должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления (48 признаков); № 11 – организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта (54 признака); № 12 – способ совершения преступления (29 признаков); № 13 – источник информации (29 признаков). В каждом справочнике статистическая информация расширяется с помощью применения кодов.

Заполнение статистических карточек (или внесение информации на аналогичные магнитные носители) осуществляется органами внутренних дел. Данные карточек регистрируются в журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. Затем документы первичного учета пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов и т.д., где производится обработка статистических карточек первичного учета и ведутся контрольные журналы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления.

Преступление, лицо, его совершившее, уголовное дело считаются учтенными, когда они внесены в соответствующие документы первичного учета (статистические карточки) либо на аналогичные магнитные носители, зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органов дознания карточки на выявленное преступление (форма № 1). Карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела; направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором; вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия. Также она заполняется в случаях, когда необходимо зарегистрировать преступления, ранее не учтенные, а именно:

− принятие к производству уголовного дела, возбужденного судом, или поступившего из органов безопасности или военной прокуратуры;

− освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие амнистии без возбуждения уголовного дела;

− возобновление производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

− приобщение к расследуемому делу материалов о другом преступлении, ранее не зарегистрированном;

− выделение уголовного дела о преступлении из другого уголовного дела и т.д.

После заполнения карточка, подписанная прокурором, следователем или работником органов дознания, направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Учет преступлений имеет некоторые особенности, которые отчасти регулируются Инструкцией о едином учете преступлений. Например, деяние учитывается как одно преступление, если совершено несколькими лицами в соучастии или организованной группой, если состоит из нескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим и т.д. Учет преступлений по действиям, а не по жертвам, ведет к неполному учету преступных деяний.

В Инструкции отражены основания снятия с учета преступлений (если уголовное дело о преступлении прекращено по реабилитирующим основаниям либо по нему вынесен оправдательный приговор).

Сведения о выявленных и зарегистрированных преступлениях корректируются по данным карточек о результатах расследования (форма № 1.1), движении уголовного дела (форма № 3) и рассмотрения дела в суде (форма № 6).

В статистических карточках форм № 1 и № 1.1 используются десять справочников из тринадцати, разработанных ГИЦ МВД РФ. Своеобразным справочником является Уголовный Кодекс РФ. В пункте 13 формы № 1 указывается квалификация преступлений, которая кодируется по статьям Особенной части УК (256 статей).

В результате в этих карточках отражается около 1500 признаков, характеризующих выявленное и раскрытое преступление: краткое описание преступления, его квалификация и категория, место, способ, мотивы преступления, кем выявлено и расследовано преступление, движение дела и т.д.

Учет лиц, совершивших преступления, охватывает всех лиц, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Также подлежат учету лица, в отношении которых уголовные дела либо прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано по следующим причинам:

  • в связи с истечением сроков давности (п.3 ст. 5 УПК);
  • вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст.5 УПК);
  • в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);
  • в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);
  • по другим нереабилитирующим основаниям (статьи 7, 8 и 9 УПК).

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма № 2), заполняется следователем или работником органов дознания, производившем расследование (досудебную подготовку) при направлении дела (материалов досудебной полготовки) прокурору либо при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для применения мер общественного воздействия. После заполнения карточка передается в соответствующий отдел внутренних дел (городской, районный и др.) для внесения сведений о лице, совершившем преступление, в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступление, после чего направляется в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.

Статистические карточки на лицо, совершившее преступление (форма № 2), и на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2), отражают также около 1500 признаков (с учетом использования кодов справочников и Особенной части УК): фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, образование, стадию, способ и место совершения преступления, судимость и другие сведения.

Учет уголовных дел отражает движение уголовных дел в процессе расследования и осуществляется на основании карточек на выявленное преступление (форма № 1) и движение уголовного дела (форма № 3). Карточка о движении уголовного дела заполняется прокурором, следователем или работником органа дознания немедленно после принятия одного из следующих решений:

  • возбуждение уголовного дела;
  • соединение уголовных дел;
  • утверждение обвинительного заключения;
  • передача дела по подследственности;
  • прекращение дела;
  • возобновление производством ранее прекращенного дела;
  • возвращение дела на дополнительное расследование;
  • выделение дела в отдельное производство и др.

После заполнения карточки также передаются в соответствующий отдел внутренних дел для внесения сведений в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступление, после чего направляется в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.

Статистическая карточка о движении уголовного дела (форма № 3) отражает около 60 признаков.

Статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (форма № 4) отражает около 600 признаков: сумму и характер ущерба, его погашение, изъятие имущества (денег, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней, товаров, оружия и т.д.). Эти карточки также сдаются в городской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений в журнал учета и последующего направления в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.

В учетно-регистрационных подразделениях документы первичного учета (статистические карточки) хранятся в течение одного года. На основе документов первичного учета по делам, направлявшимся с обвинительным заключением в суд и по которым поступили карточки о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6), составляется статистическая отчетность о преступности и лицах, совершивших преступления. Сведения, собираемые на основе документов первичного учета, обобщаются в почти 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Эта статистическая база способствует решению многих научных и практических задач. Наиболее активно статистические материалы используются в криминологии и социологии. Специалистами других областей права (например, уголовного права, уголовного процесса, исполнительного права, криминалистики) используют статистические данные крайне редко, что в основном связано с ограниченным владением статистическими методами.

  1. Документы первичного учета в судах и органах юстиции

Суды осуществляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учет правовых и юридически значимых явлений и процессов.

Первичный учет в судах первой инстанции осуществляется путем заполнения статистических карточек:

  • на уголовное дело;
  • на подсудимого;
  • на гражданское дело;
  • на исполнительное производство;
  • по учету сумм ущерба.

Кроме того, в судах ведутся журналы регистрации уголовных, административных и гражданских дел, которые также относятся к документам первичного учета. Статистические карточки и журналы разрабатываются Министерством юстиции РФ и регулируются инструкцией по делопроизводству в судах.

Статистическая карточка на уголовное дело содержит информацию о регистрации дела и его движении.

Статистическая карточка на подсудимого заполняется судьями первой и второй инстанций и содержит следующие данные (около 800 юридически значимых признаков):

− сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, судимость и др.);

− сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, место совершения и др.);

− сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и др.);

− сведения о кассационном рассмотрении дела, где указывается решение кассационной инстанции.

Статистическая карточка на гражданское дело заводится в день поступления искового заявления. Она отражает все процессуальные действия суда по делу: сведения об истце и ответчике, содержание иска, сроки и результаты рассмотрения иска, обжалование в вышестоящую инстанцию и др.

В карточке на исполнительное производство отражается работа судебных исполнителей по исполнению решения по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения материального ущерба, движение исполнительного документа, сроки и результаты исполнения судебного решения.

Важным документом является учетно-статистическая карточка по учету сумм ущерба, отражающая размер материального ущерба, причиненного преступлениями имуществу различных форм собственности, динамику погашения ущерба во время предварительного следствия, а также до и после вступления приговора в законную силу.

Рассмотрение судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях отражается в соответствующих учетно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34).

В учреждениях, исполняющих уголовное наказание, статистическое наблюдение осуществляется на основе следующих документов первичного учета: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и т.д.

В нотариальных конторах первичный учет ведется по реестру (списку), в котором регистрируются сведения о нотариальных действиях (удостоверение договоров, доверенностей, завещаний, выдача документов на право завещания, на право собственности на долю в общем имуществе и т.д.). Формы реестров регистрации нотариальных действий устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Для расчета многих показателей в правовой статистике требуются данные демографического характера. Статистическое наблюдение за демографическими процессами осуществляют органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), отражая свою работу в книгах регистрации актов гражданского состояния (о рождении, смерти, заключении брака, расторжении брака, установлении отцовства, усыновлении (удочерении), перемене фамилии, имени, отчества). На основании сведений, содержащихся в этих книгах, составляются статистические отчеты, которые имеют большое познавательное значение и используются наряду с правовой отчетностью для проведения социально-правовых исследований.

В судебно-экспертных учреждениях документами первичного учета являются учетные карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учета работы судебно-экспертных учреждений, отражающие виды судебных экспертиз, сроки их проведения и другие показатели работы этих учреждений.

Для отражения деятельности адвокатуры в юридических консультациях введены следующие документы статистического учета: регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и гражданских дел. Эти документы одновременно являются и основной формой финансовой отчетности.

 

  1. Учет административных правонарушений

Выявляемые милицией административные правонарушения учитываются на региональном и федеральном уровнях.

В ГИБДД учитываются нарушения правил безопасности дорожного движения, причем в государственную отчетность попадают только те правонарушения, которые привели к гибели или ранению людей. Хотя такие последствия могут быть результатом как преступлений, так и административных правонарушений или невиновного причинения, но учитываются они вместе. Аналогично учитываются и показатели пожарной безопасности – в совокупности, независимо от того, в результате чего произошло правонарушение и какие последствия повлекло за собой.

Судами учитываются лица, привлеченные к административной ответственности (но не сами административные правонарушения).

Другие органы административной юрисдикции, различные ведомства и органы местного самоуправления также ведут статистический учет административных правонарушений, но этот учет является неполным и не очень надежным.

  1. Система статистической отчетности правоохранительных органови органов юстиции

Статистическая отчетность (ежемесячная, полугодовая, годовая) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, службы безопасности, военной прокуратуры и других органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, основанных на первичных документах учета (статистических карточках, журналах учета и других материалах), и позволяющих всесторонне отразить деятельность этих органов.

Существует около ста различных форм государственной и ведомственной статистической отчетности, которая формируется в различных правоохранительных органах.

Государственная статистическая отчетность разрабатывается Министерством внутренних дел и другими правоохранительными органами (в пределах их компетенции), согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлением Госкомстата РФ. В соответствии с Законом РФ от 13 мая 1992 г. «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» за непредставление государственной статистической отчетности, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетности руководители и другие должностные лица учреждений и организаций независимо от форм собственности привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до десятикратного установленного законом размера минимальной оплаты труда.

Формирование статистической отчетности по преступности производится учетно-регистрационными подразделениями органов внутренних дел (информационными центрами МВД, ГУВД, УВД) путем обобщения в статистических отчетах всех взятых на централизованный учет преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления.

Статистическая отчетность по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры, внутренних дел, налоговой полицией и таможенной службой, формируется ГИЦ МВД. Вся государственная статистическая отчетность органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и таможенной службы обобщается в ГИЦ МВД РФ.

Статистическая отчетность по делам, расследуемым службой безопасности и военной прокуратурой, формируется ФСБ и органами военной прокуратуры, причем сведения о преступлениях, регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры, не попадают в общегосударственную статистическую отчетность.

Таблица 2

Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов

№ формы

Название отчета

Форма № 1

Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях

Форма № 1-Г

Единый отчет о преступности

Форма № 2

Отчет о лицах, совершивших преступления

Форма № 1-Е

Отчет о следственной работе

Форма П

О работе прокурора

Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из следующих пяти отчетов:

1) Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (форма № 1) отражает сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях за отчетный период. Кроме того, в отчете приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и т.д. Этот отчет предоставляется в МВД и Госкомстат РФ за первое полугодие и за год.

2) Единый отчет о преступности (форма № 1-Г) содержит сведения по всем видам преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст.105-360), соотнесенным с характеристиками преступлений и выявленных лиц. Этот отчет предоставляется в МВД и Госкомстат РФ за отчетный год.

3) Отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2), содержит данные о распределении лиц, совершивших преступления, по полу, возрасту, образованию, категории тяжести совершенного деяния и другим уголовно-правовым и социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными видами преступлений. Этот отчет предоставляется в МВД и Госкомстат РФ за полугодие и год.

4) Отчет о следственной работе (форма № 1-Е) характеризует работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей (милиции, исправительных учреждений, госпожнадзора). В нем приводятся сведения по оконченным делам; по делам и протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции; срокам расследования; по делам о преступлениях несовершеннолетних; по наиболее опасным видам преступлений; дополнительным расследованиям; прекращенным делам и другие показатели. Отчет предоставляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ за полугодие и за год.

5) Отчет о работе прокурора (форма П) отражает результаты деятельности прокурора по надзору: за исполнением законов различными органами власти; за законностью правовых актов, издаваемых различными министерствами и ведомствами и другими органами исполнительной власти; за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания, а также в местах лишения свободы и предварительного заключения. В отчете также содержатся сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел. В отдельный раздел выделена работа прокурора по рассмотрению и разрешению жалоб граждан. Данный отчет предоставляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ за первое полугодие и за весь отчетный год.

Ведомственная статистическая отчетность органов внутренних дел содержит более 60 форм, к которым относятся:

1) Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А). Это ежемесячный наиболее полный отчет оперативного характера, содержащий общие сведения о преступности, сведения о преступлениях, предварительное следствие по которым обязательно (криминальная милиция) и необязательно (милиция общественной безопасности), об экономических преступлениях, о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан, о лицах, совершивших преступления и другие данные по всем субъектам РФ.

2) Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е);

3) Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (форма 1-НОН, предоставляется в Интерпол);

4) Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (форма 1-ОП);

5) Отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия (форма 1-ОР), и многие другие формы отчетности, отражающие различные стороны деятельности органов внутренних дел и прокуратуры.

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции (районных судов, а также областных судов и Верховного Суда РФ о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции) разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Госкомстатом РФ и состоит из следующих основных форм:

− Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел (форма № 1);

− Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (форма № 1-АП);

− Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (форма № 2);

− Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений (форма № 4).

В этих отчетах содержатся сведения о количестве и характере дел, рассмотренных судами, оперативности их рассмотрения, характере приговоров и решений, суммах материального ущерба от преступлений и его возмещения и т.д. Данные отчеты едины для всех категорий судов и представляются ими два раза в год: за первое полугодие и за год.

Таблица 3

Основные формы государственной статистической отчетности судов первой инстанции

№ формы

Название отчета

Форма № 1

Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел

Форма № 1-АП

Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

Форма № 2

Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел

Форма № 4

Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений

Форма №10

Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания, особенностях применения уголовного наказания по наиболее тяжким преступлениям

Форма № 11

Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления

Форма № 12

Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте

Форма № 10-а

Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ

Форма № 11-а

Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства

На основе статистических карточек на подсудимых по всем делам, рассмотренных судами первой инстанции, в органах юстиции субъектов Федерации создаются электронные базы данных и следующие отчеты, предоставляемые в Министерство юстиции РФ на безбумажной основе:

− Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания, особенностях применения уголовного наказания, мерах наказания по наиболее тяжким преступлениям (форма № 10);

− Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11);

− Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12);

− Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ (форма № 10-а);

− Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства (форма № 11-а).

Эти отчеты также представляются два раза в год. Отчеты форм № 10, 11 и 12 представляют особый интерес для анализа судимости, причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат большое количество показателей уголовно-правового и социально-демографического характера. Так, например, отчет формы № 10 отражает перечень групп преступлений по главам УК и их основных видов по статьям УК (по строкам) в соотношении с лицами (по графам), дела в отношении которых были прекращены, осужденными, в том числе по видам и мерам наказания, оправданными, признанными невменяемыми и т.д. В отчете формы № 11 тот же перечень групп и видов преступлений соотносится с подробной характеристикой осужденных (по месту жительства, возрасту, судимости, а также по отраслям хозяйства, где совершено преступление и т.д.).

Статистическая отчетность о работе по рассмотрению уголовных и гражданских кассационных и надзорных дел состоит из следующих отчетов:

− Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке (форма № 6);

− Отчет о рассмотрении в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (форма № 6а);

− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке (форма № 7);

− Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора (форма № 8);

− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора (форма № 9);

Отчеты форм № 6, 7, 8 и 9 содержат, наряду с данными о работе кассационной и надзорной инстанций, сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных судами первой инстанции, и позволяют, таким образом, судить о качестве работы данных судов.

Статистическая отчетность Верховного Суда РФ состоит из отчетов аналогичных форм, но отчеты по формам № 8 и 9 о работе основных подразделений ВС РФ (пленума, президиума, судебных коллегий) составляются отдельно по каждому подразделению. Ведение статистического учета и судебной статистки возложено на одно из подразделений Судебного департамента, учрежденного при Верховном Суде РФ.

Наряду с отчетностью судов Министерство юстиции располагает статистической отчетностью органов юстиции (нотариальных контор, органов ЗАГС, коллегии адвокатов, судебно-экспертных учреждений), предназначенной не только для контроля над деятельностью данных органов, но и для проведения различных социально-правовые исследований.

Публикации данных правовой статистики. Сведения государственной и ведомственной статистической отчетности правоохранительных органов и судов публикуются в ежегодном статистическом сборнике «Преступность и правонарушения», содержащем несколько разделов:

− раздел «Общая характеристика преступности» отражает сведения о распределении зарегистрированных преступлений, лиц, их совершивших, по субъектам РФ, по степени тяжести, по группам деяний и другим признакам в абсолютном и относительном (в расчете на 1000 человек населения) выражении;

− раздел «Отдельные виды преступлений» освещает статистические данные об умышленных убийствах, о причинении тяжкого вреда здоровью, грабежах, кражах и других опасных деяниях;

− раздел «Общая характеристика судимости» отражает сведения о судимости, осужденных, мерах наказания в целом и по отдельным видам преступлений;

− а также другие разделы, в которых представлены сведения об аварийности на автотранспорте, состоянии пожарной безопасности и т.д., в том числе краткие данные о преступности и ее отдельных видах по странам СНГ.

Ежемесячно ГИЦ МВД РФ выпускаются сборники отчетов «О состоянии преступности и результатах расследования» и «Состояние преступности в России» (по форме № 1А), в которых представлен большой объем данных о криминологической ситуации и ее динамике в текущем году по России в целом и по субъектам Федерации.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *