Статистическое наблюдение в правовой статистике

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКЕ

  1. Цели и задачи статистического наблюдения.
  2. Формы статистического наблюдения.
  3. Виды статистического наблюдения.
  4. Способы статистического наблюдения.
  5. Цели и задачи статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение — это планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:

  • наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;
  • непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;
  • обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;
  • создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения;
  • получение информации в короткий срок.

Первичная статистическая информация – фундамент статистического исследования. Если в результате плохо проведенного статистического наблюдения будет получен дефектный материал, то все статистическое исследование обречено на неудачу, так как дефекты первичного материала, как правило, не могут быть устранены при дальнейшей его обработке.

Каждое конкретное наблюдение имеет свои определенные цели и задачи. Вполне понятно, что любая область общественной жизни конкретного общества может изучаться с различных точек зрения, может быть обследована для различных целей. Например, изучая преступность, можно поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику, или изучать причины и условия, способствующие совершению преступлений, или установить способы совершения преступлений, скажем хищений и понесенный от них ущерб и пр. Очевидно, в зависимости от поставленной цели в одном случае придется учитывать факты и собирать первичную информацию по одним признакам, в другом – по другим. Цель статистического наблюдения – это познавательная задача исследования.

Формулировка задач наблюдения имеет решающее значение для правильной организации его процесса. Задачей любого статистического наблюдения является сбор полных и достоверных сведений. Полноту данных статистического наблюдения следует оценивать:

  • во-первых, с точки зрения полноты охвата обследуемых единиц совокупности;
  • во-вторых, с точки зрения охвата всех существенных признаков (сторон) исследуемых явлений;
  • в-третьих, с точки зрения полноты охвата во времени.

Достоверными являются такие статистические показатели, которые, как правило, без искажений отражают действительность.

Статистическое наблюдение включает следующие этапы:

  1. Подготовительный этапвключает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов;
  2. Разработка программы статистического наблюдениявключает определение существенных статистических признаков, для характеристики объекта, исходя из цели исследования;
  3. Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Цель статистического наблюдения — это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Исходя из общего определения цели статистического наблюдения, можно вывести понятие главной цели статистического наблюдения для правоохранительных органов.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.

Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов — это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания — суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.

Исходя из различного характера правонарушений, учитываемых правовой статистикой, а также специфики деятельности учреждений, занимающихся правонарушениями, в составе правовой статистики выделяются следующие три комплексные отрасли: ƒ

  • уголовно-правовая статистика; ƒ
  • гражданско-правовая статистика; ƒ
  • административно-правовая статистика.

Комплексными эти отрасли называются потому, что каждая из этих отраслей охватывает, кроме непосредственно своей сферы, все иные смежные правоотношения. Схематично структура правовой статистики может быть представлена следующим образом:

После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения. Для успеха всего статистического исследования важно точно определить объект наблюдения, установить границы изучаемой совокупности явлений. Без точного выбора объекта наблюдения всегда есть опасность пропустить отдельные факты или, наоборот, зарегистрировать факты не относящиеся к изучаемой совокупности (скажем административные нарушения при исследовании преступности). Ясно, что при учете количественной стороны преступности – объекте уголовно-правовой статистики – необходимо иметь четкое представление о том, что такое преступления, чем они отличаются от административных и гражданских правонарушений, что такое субъект преступления, чем причины преступности отличаются от условий и т.п. Ответы на все эти вопросы уголовная статистика может получить, только опираясь на положения уголовного права и криминологии.

Объект статистического наблюдения — это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.

На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.

Объект уголовно-правовой статистики.

Основная цель уголовно-правовой статистики — это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:

  1. преступлениекак предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 УК);
  2. преступниккак вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК);
  3. наказаниекак мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК).

Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.

Объект гражданско-правовой статистики.

Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям — их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:

  1. спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);
  2. стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);
  3. судебное решение.

Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Объект административно-правовой статистики.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

  1. административные правонарушения (проступки)— противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);
  2. лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);
  3. меры административной ответственности — административные наказания,— применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП).

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. По теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях и субъектах (т.е. лиц их совершивших). Отсюда, зарегистрированная преступность — это данные о выявленных и официально взятых на учет фактах преступлений и лицах, их совершивших.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, — по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

При определении объекта наблюдения необходимо установить его качественные, территориальные, временные границы:

а) качественные границы объекта определяются конкретными единицами совокупности и единицами наблюдения;

б) территориальные границы объекта совпадают, как правило, с границами административно-территориальных делений России (район, город, область, республика, предприятие, учреждение и т. п. );

в) временные границы определяются периодами времени, за который изучается объект наблюдения (месяц, квартал, год и т. д. ).

 

  1. Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения:
  • статистическая отчетность;
  • специально организованное наблюдение;
  • регистры и мониторинг.

Статистическая отчетность.

Главным источником статистической информации является отчетность.

Отчетность — это официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. Отчетность основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет — это регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и предоставляется в органы государственной статистики.

Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.

По способам предоставления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.

По содержанию отчетность бывает типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.

В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ с 1 июля 2006 г был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ». В этих целях используются формы статистической отчетности

— Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. N 39 «Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении»;

— Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997 г. N 20 «Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о следственной работе»;

— Постановление Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2006 г. N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдении за деятельностью следственных органов и органов дознания»;

— Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 «Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора» и другие.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к отчетности:

  • отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;
  • данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам и отрезкам времени.

Следующая форма статистического наблюдения — специально организованное статистическое наблюдение. Данная форма наблюдения применяется при необходимости получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись — это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями органами внутренних проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования).

Регистровая форма наблюдения — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.

В настоящее время получило распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»

  1. Виды статистического наблюдения. Статистическое наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:
  • текущее наблюдение — наблюдение, которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики какого-либо явления;
  • периодическое наблюдение —наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды времени. Например, перепись населения.
  • единовременное наблюдение— наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих видов:

  • сплошное наблюдение— это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц совокупности и большие расходы на его проведение;
  • несплошное наблюдение — это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное наблюдение по способу основного массиваосновывается на регистрации и изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например, при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям (территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного наблюдения применяется для глубоко изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.
  1. Способы статистического наблюдения. Непосредственное получение статистической информации проводятся разнообразными способами.

Непосредственное наблюдение — это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание, замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых ранее не предполагавшихся с точки зрения обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть:

  • результаты действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
  • высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;
  • поведение правонарушителей в условиях конкретной ситуации;

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.

Полное наблюдение — это наблюдение, где исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например, противоправных действиях, что недопустимо.

При наблюдении — участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях, то есть непосредственно являющиеся активными членами изучаемой группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской работы.

В зависимости от источника статистической информации различают два способа наблюдения:

  • документальный способ основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах базируется отчетность.
  • Способ опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом.

В зависимости от того, с какой точность надо провести наблюдение, возможность практического применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить следующие способы опроса:

  • Очный опрос— это способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем вопросе.
  • Интервью— это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.
  • Анкетный опрос — одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.

С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.

Экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.

Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.

Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *