Принципы организации статистической деятельности. Правовая статистика как наука

  1. Принципы организации статистической деятельности
  • Принципы организация статистики за рубежом
  • Организация статистики в России
  1. Правовая статистика как наука
  1. Принципы организации статистической деятельности

Принципы организация статистики в России и за рубежом

Долгое время в период перехода России на рыночные отношения статистическое ведомство в России руководствовалось в своей деятельности основополагающими принципами официальной статистики в странах с экономикой переходного периода, одобренными Статистической комиссией ООН в 1994 году. Этот документ аккумулировал все главные принципы, которыми руководствовались страны с рыночной экономикой и которые отражались в их законах о статистике. В 2007 году они легли в основу Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» №282-ФЗ.

ПРИНЦИП 1 — актуальность, объективность и доступность: «Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации».

ПРИНЦИП 2 — профессионализм: «Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику».

ПРИНЦИП 3 — использование статистических стандартов: «Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики».

ПРИНЦИП 4 — правильное использование и интерпретация статистических данных: «Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных».

ПРИНЦИП 5 – эффективность статистических наблюдений: «Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов».

ПРИНЦИП 6 – конфиденциальность: «Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц».

ПРИНЦИП 7 – законодательство и гласность: «Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию».

ПРИНЦИП 8 – координация на национальном уровне: «Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводится  координация работы статистических ведомств».

ПРИНЦИП 9 – координация на международном уровне: «Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях».

ПРИНЦИП 10 – международное сотрудничество в области статистики: «Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах».

Основные принципы официальной статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны общества. Естественно, все указанные принципы относятся и к региональной статистике.

В настоящее время описание организации статистики страны проводят, используя следующие термины:

централизация и децентрализация;

концентрация и де концентрация.

Под «централизованной» статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве, чаще всего в центральном аппарате системы.

При этом во многих странах национальная система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах. Такая организация статистики господствовала у нас в стране до 1992 года. Все учетные документы в стране утверждались главным статистическим ведомством (ЦСУ СССР, а затем Госкомстатом СССР).

При «децентрализованной» системе соответствующие министерства (министерство сельского хозяйства, транспорта, энергетики, здравоохранения и т.п.) учреждают в своей структуре специальные отделы статистики. Так в настоящее время Росстат (бывший Госкомстат России) и другие органы исполнительной власти, ответственные за формирование официальной статистики, организуют статистическую работу в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

Таким образом, при централизованной системе за официальную государственную статистику отвечает одно учреждение в стране, а при децентрализованной – компетенция и ответственность в области статистики распределена между несколькими государственными учреждениями (министерствами, ведомствами, службами и т.п.).

Несмотря на то, что в России официальная статистика стремиться к децентрализации, Росстат принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами. Кроме того, Росстату дано право осуществлять контроль законодательства в области статистики и применять меры административного воздействия за нарушение порядка представления статистической информации. Таким образом, Росстат осуществляет координацию и методологический надзор за статистической деятельностью в стране.

Децентрализацию деятельности не следует путать с географической деконцентрацией, которая означает самостоятельность в статистической деятельности региональных статистических служб. Ярким примером такой организации является Германия.

Деконцентрация является реалией, присущей большинству крупных стран — членов Европейского Сообщества и даже некоторым небольшим. В нашей стране функционирует концентрированная система статистики. Положением определено, что Росстат реализует возложенные на него функции непосредственно через территориальные органы, которые составляют федеральную систему государственной статистики.

Термины концентрация и деконцентрация в международной практике имеют и другое значение, имеющее отношение к порядку прохождения потоков статистической информации.

В этом смысле под концентрацией понимается сбор первичной статистической информации от респондентов национальным статистическим ведомством, а затем распределения этой информации по региональным отделениям.

Соответственно, деконценрацией потоков считается сбор информации региональными статистическими структурами и передача ее снизу вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах.

Официальная статистика для разных целей может использовать как  концентрированный, так и деконцентрированный способ получения информации.

Международные контакты стимулируют страны совершенствовать национальные статистические системы. Международные организации могут и оказывают заметную помощь национальным статистическим ведомствам, пропагандируя основные принципы официальной статистики и ориентируя страны на разработку и внедрение соответствующего им законодательства.

В Российской Федерации правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 года.

Сфера международного сотрудничества весьма широка, но при этом она должна быть сбалансирована с общей программой развития официальной статистики в стране.

В настоящее время дальнейшее совершенствование организации статистики в России осуществляется в соответствии с Федеральной Целевой Программой «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

Организация статистики в России.

Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире.

Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики

Существующая в России система государственной статистики имеет 3 уровня (см. схему на рис.1.):

  1. Федеральный: центральный аппарат и его подведомственные учреждения.
  2. Территориальный: 82 территориальных органов государственной статистики, по числу субъектов РФ.
  3. Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики.

Высшим органом государственной статистики Российской Федерации в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение — Росстат). Росстат возглавляет и координирует получение статистических данных в территориальном разрезе. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009г. №1555-р, в Сводном реестре опубликована информация по исполнению Росстатом приоритетной государственной услуги по предоставлению официальной статистической информации гражданам и организациям.

Территориальные органы государственной статистики являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на территории субъекта Федерации, т.к. эта деятельность, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, отнесена к ведению Российской Федерации. В областях, краях, национальных республиках действуют комитеты по статистике соответствующего уровня со свойственной им внутренней структурой.

Функции статистики в любом государстве осуществляют, прежде всего, статистические органы. Эти функции вытекают из конечной цели функционирования государственных органов статистики – предоставление информации:

  • предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ, планов и мер по их реализации;
  • обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий и компаний, менеджеров, организаторов производства и бизнесменов, необходимой для изучения внешней среды, в которой функционируют компании и предприятия;
  • информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц.
  • предоставление информации о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации во исполнение обязательств, принятых странами при вступлении в международные организации.

Первой функцией государственной статистики, зафиксированной в п.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, является формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Эта функция определяет систему статистических показателей, с помощью которых возможно характеризовать и анализировать рыночную экономику.

Функции государственной статистики тесно связаны с государственным строем и устройством. Переход России к рыночной экономики трансформировал деятельность статистических органов и изменил их функции. В условиях рынка основное внимание уделяется обеспечению информацией для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций в развитии рынка, а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макро-уровне, а также социальным проблемам. Функция контроля сохранена лишь как контроль в сфере государственной статистической деятельности.

В Российской Федерации служба государственной статистики осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба государственной статистики в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями осуществляет следующие функции:

  • формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах;
  • представляет официальную статистическую информацию Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;
  • разрабатывает и утверждает официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений при формировании официальной статистической информации, а также согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;
  • координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ и утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению;
  • осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийских переписей, а также их методологическое обеспечение;
  • разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
  • размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в статистической сфере деятельности;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;
  • организует профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку,
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
  • взаимодействует государственной власти иностранных государств и международными организациями в своей сфере деятельности;
  • обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг
  • выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг;
  • осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы.

При осуществлении своих функций и в соответствии с законодательством Федеральная служба государственной статистики имеет право:

  • получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации;
  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок в установленной сфере деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывать и утверждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности.

Деятельность государственной службы статистики направлена на достижение стратегических целей развития страны, в связи с этим постоянно совершенствование функционирования статистической системы. В настоящее время важнейшей задачей совершенствования является соединение функций разработки и предоставление статистической информации с ее углубленным анализом.

  1. Правовая статистика как наука и учебная дисциплина

Правовая (юридическая) статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

В этом определении заложено несколько взаимосвязанных признаков, характеризующих юридическую статистику как науку о (1) количественной стороне явлений, (2) явлениях массовых, (3) явлениях правовых, (4) раскрывающих их качественное своеобразие, (5) тенденциях, (6) закономерностях их развития, (7) в конкретных условиях места и времени.

Перечисленные признаки неоднородны, но в свой совокупности определяют общее содержание предмета юридической статистики. Сугубо специфический ее признак — лишь правовая и юридическая значимость изучаемых явлений и процессов. Все другие признаки имеют общестатистический характер и в основе своей свойственны любой отрасли статистической науки. Но их конкретное содержание в юридической статистике своеобразно, поскольку определяется специфическим характером изучаемых явлений и процессов. Например, 100 преступлений, 100 рождений, 100 пенсионных дел или 100 сошедших с конвейера автомашин отражают одно и то же число явлений, но в каждом конкретном случае это число характеризует количественную сторону качественно разных явлений, изучаемых в одном случае юридической, в другом — демографической, в третьем — социальной и в четвертом — экономической статистикой.

Рассмотрим признаки предмета юридической статистики по порядку.

  1. Количественная сторона юридически значимых явлений и процессов характеризует их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве. Она выражается в числах, уровнях, пропорциях, темпах развития, которые существуют объективно, т. е. независимо от того, изучаем мы их или нет. В этом их основная научная ценность, отражающая конкретную меру конкретных реалий.

Приведем некоторые показатели. В 1995 г. в России было зарегистрировано 2 755 669 преступлений, на 4,7% больше, чем в 1994 г. и на 96,5% больше, чем в 1985 г. В расчете на население в 1995 г. учтено 1,9 преступления на каждые 100 жителей страны. В числе зарегистрированной преступности умышленные убийства составили 2,2%, а кражи — 49,6%. Раскрыто 64,5% всех учтенных преступлений. Доля женщин в числе выявленных правонарушителей составила 14,9%, несовершеннолетних — 13%. Можно было бы привести количественные показатели об осужденных, уголовных наказаниях, дорожно-транспортных происшествиях, прокурорских проверках, рассмотренных гражданских исках и т.д.

Количественные показатели говорят о многом. Это один из главных признаков предмета статистики, но вне связи с другими признаками его ценность может быть невелика.

  1. Особое место в значимости количественных показателей изучаемых явлений и процессов принадлежит уровню их массовости. Статистика не изучает единичные или исчисляемые небольшим числом явления и процессы. Чем массовой совокупность изучаемых признаков и чем большее число их будет изучено, тем объективнее могут быть получаемые показатели.

Можно, например, изучить 10 преступлений в целях уяснения преступности в стране и получить такие количественные показатели: 6 краж, 3 убийства, 1 автопроисшествие, которые были совершены шестью женщинами и четырьмя мужчинами. Полученные данные легко перевести в проценты, приняв все изученные деяния за 100%. Но в любом своем выражении они отражают лишь характеристику изученных преступлений, а не характеристику преступности в целом. Для этого надо изучить все зарегистрированные деяния в стране или достаточно большую и представительную их часть. Только в этом случае можно выявить реальное распределение преступлений по видам посягательств и лиц, их совершивших, по полу и другим признакам. Расхождения будут существенными. При изучении 10 преступлений доля умышленных убийств составила 30, краж — 60, автопроисшествий — 10 %. Названные преступления были совершены женщинами (60%) и мужчинами (40%).В структуре всей преступности в стране рассматриваемые показатели оказались, соответственно, таковыми: 1,2; 50; 0,7%, совершенные в 14,9% случаев женщинами и в 85,1% — мужчинами.

Статистику интересуют не просто массовые совокупности явлений и процессов, а совокупности, имеющие какие-то одинаковые качественные признаки. В связи с этим большую совокупность преступлений можно объединить (разделить) по видам деяний, мотивам, возрасту виновных и т. д. Это объединение придает совокупности определенную однородность, хотя по другим признакам изучаемые явления могут существенно расходиться. Допустим, объединив преступления по корыстному мотиву, мы получаем однородную совокупность по данному признаку, хотя по квалификации деяний они могут быть и умышленными убийствами, и кражами, и взяточничеством, и государственной изменой и т. д. Они будут различаться и по сумме ущерба, и по субъектам преступлений, и по виду наказания, и по многим другим признакам.

Следует иметь в виду, что если единицы совокупности по каким-то признакам идентичны, то при всей их массовости они неинтересны для статистики. Естественно, нет необходимости статистически изучать нормально развитых людей по наличию у них пяти пальцев на руках. Для этого достаточно изучить одного человека и этот вывод распространить на всех нормально развитых людей. Юристам известно также, что каждый законно осужденный человек вменяем. Поэтому нет необходимости изучать 15 статистически осужденных по этому признаку, хотя вменяемые осужденные исчисляются миллионами.

Ценность признаков, по которым статистически изучается массовая совокупность явлений, заключается в их вариативности. Юридически значимые признаки, которые не варьируют в зависимости от социальных, организационных, правовых и иных УСЛОВИЙ, также неинтересны для юридической и иной статистики. Вариации, или различия количественных значений тех или иных величин в совокупности, обусловленные более глубокими причинами, — обязательная черта массовых статистических процессов. Количественные характеристики одинаковых элементов, характерных для всей совокупности или имеющих постоянное значение в изучаемой совокупности, не являются предметом статистики.

  1. Юридическая статистика изучает правовые и другие юридически значимые явления и процессы. Они многообразны и связаны с различными аспектами человеческой деятельности, регулируемой правом. В реальной жизни практически нет ни одной отрасли права, которая не имеет или не может иметь своей социологии и статистики.

Наиболее развитой является уголовно-правовая, исполнительноправовая, административно-правовая и гражданско-правовая статистика. Важное значение имеют статистические показатели уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, избирательного, финансового, банковского, предпринимательского, семейного и других отраслей права. Во всех этих случаях статистически изучается не правовая «материя» как таковая, а фактическая реальность, формируемая на основе правовых норм. Например, для оценки качества и эффективности уголовного правосудия могут быть использованы статистические данные о рассмотрении уголовных дел судами первой, второй и надзорной инстанций, о числе обжалованных и опротестованных приговоров, о результатах рассмотрения кассационных жалоб и протестов, об измененных и отмененных приговорах и т. д.

Статистические методы получили особое распространение в криминологии, где все стороны ее предмета исследуются на уровне массовых явлений и процессов.

  1. Количественные показатели массовых юридически значимых явлений и процессов превратились бы в обычный иллюстративный материал, если бы не исследовались в целях раскрытия их качественного своеобразия.

Соотношение количества и качества в статистике понимается диалектически. С одной стороны, все количественные показатели формируются на основе качественно-определенных группировочных признаков, с другой — количественные показатели углубляют понимание качественных особенностей изучаемых явлений и процессов. Для того, например, чтобы выяснить структуру преступности 1996 г., необходимо, опираясь на качественные уголовно-правовые дефиниции конкретных деяний (бандитизм, грабеж, кража, хулиганство, поджог и т. д.), установить 16 число каждого деяния и рассчитать, сколько процентов в общей совокупности учтенной преступности оно составляет. Доля бандитизма оказалась равной 0,01, грабежей — 5, краж — 50, хулиганств — 7, поджогов — 0,6%. По полученным величинам можно судить не только о распространенности того или иного вида преступлений, но и о их связях с реальной социальноэкономической, организационной обстановкой, с эффективностью борьбы с этими преступлениями и другими качественными характеристиками, выходящими за пределы понятий преступлений, на основе которых начинался количественный анализ.

  1. Получаемые количественные показатели могут характеризовать не только качественное своеобразие того или иного признака, но и тенденции его изменений во времени.

В 1996 г. удельный вес краж составил 50, а хулиганства — 7%. В 1966 г. кражи составляли 30, а хулиганство 29% в структуре преступности. За 30 лет удельный вес краж увеличился в 2,3 раза, а хулиганства — сократился в 4,1 раза. Если посмотреть на статистический ряд удельного веса краж за все 30 лет, то его рост был последовательным и к 1992 г. достиг 59,8%, а затем снизился до 50. Динамика удельного веса хулиганства иная. Он последовательно снижался, достигнув в 1992 г. 4,4, а затем увеличился до 7%.

Приведенные данные реальны. Выводы напрашиваются самые разные. Важно отметить одно: удельный вес краж и хулиганства, взятый за 30 лет, указывает на более или менее их устойчивые тенденции в структуре преступности. Эти тенденции в 1966—1992гг. (советский период) были одни, а в 1992—1996 гг. (период проведения рыночных реформ) — другие. Подобное не может быть случайностью. За выявленными тенденциями стоят сложные процессы — правовые, политические, экономические, организационные и др. Они изучаются криминологией.

  1. Количественные показатели, взятые за многие годы, могут указывать не только на статистические тенденции, но и выявлять устойчивые статистические закономерности в различных странах и мире в целом. Закономерность, проявляющаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью. Условно разделяя понятие тенденций и закономерностей, мы под последними подразумеваем более устойчивые и постоянные статистические регулярности.
  2. Статистика вообще и юридическая статистика в частности — науки предметные. Они изучают количественную сторону массовых явлений в конкретных условиях места и времени.

Учет преступности, административных правонарушений, гражданских исков, прокурорских проверок и т. д. не может существовать в каком-то абстрактном внепространственном и вневременном виде. Он отражает реальное состояние тех или иных дел в определенном административнотерриториальном (город, район, область, республика) или государственном 17 образовании (Россия, США и др.) на определенное время (на 1 января или 31 декабря) или за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год). Статистические данные, не привязанные к месту и времени, фактически утрачивают свою ценность.

В Ы В О Д:

Таким образом, статистика как теоретическая дисциплина представляет собой самостоятельную науку, которая изучает количественную сторону массовых явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. При этом правовая (юридическая) статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *